РУС БЕЛ ENG

Портрет современного подростка

Подростковый возраст — сложный и во многом противоречивый период жизни ребенка. Резкие изменения, происходящие в физическом и психологическом облике, особенно бросаются в глаза родителям и педагогам. Подростковый возраст — период кризиса в развитии личности ребенка.

Особенности личности подростка можно довольно точно охарактеризовать в двух словах — стремление к самостоятельности. Оно накладывает отпечаток на все стороны личности, поведение, чувства.

Итак, подросток уже не ребенок, вместе с тем он еще не взрослый. Он не терпит ограничений своей самостоятельности, нередко проявляет резко отрицательное отношение к требованиям взрослых. Чаще всего конфликты подростка со взрослыми возникают в тех семьях, где родители не замечают повзросления сына или дочери, продолжают смотреть на них как на «маленьких».

Для подростка характерно разнообразие интересов, что при правильном воспитании может оказать серьезное влияние на развитие его способностей и склонностей. Знания подростка углубляются, он начинает изучать научные дисциплины, у него появляется повышенный интерес к отдельным предметам.

В 12–13 лет появляется интерес к собственной жизни, к качествам своей личности. Этот интерес значительно возрастает в юношеском возрасте. Первоначально суждения подростка о себе в значительной степени повторяют суждения о нем других людей. На вопрос «Откуда ты знаешь о чертах своего характера?» подростки прямо отвечают, что они знают о своих качествах от родителей, учителей, товарищей, но позднее начинают замечать их и сами. Всё же они раньше начинают оценивать других людей, чем самих себя.

В оценке других подростки часто допускают некоторую поспешность и категоричность. Так, они часто оценивают людей по их отдельным поступкам или качествам, распространяя эту оценку на личность в целом. В результате во многих случаях выносится неверное суждение о достоинствах человека, его положительных и отрицательных качествах. Суждения подростков не всегда бывают объективными. Например, они говорят о грубости или скрытности товарищей, но не замечают этого за собой. Далеко не все подростки самокритичны, отличаются умением честно и открыто признавать свои ошибки.

Подросток чувствителен к оценке его окружающими. Отсюда известная ранимость, колебания в настроении. Случайная удача или похвала со стороны взрослых может привести подростка к переоценке себя, к излишней самоуверенности, зазнайству. Даже временная, случайная неудача может вызвать неверие в свои силы, развить чувство неуверенности, робости, застенчивости. Поэтому требуется особый такт со стороны родителей, учителей и воспитателей при общении с подростками.

В подростковом возрасте обострена боязнь прослыть слабым, несамостоятельным, маленьким. Чтобы показать свою самостоятельность, подросток нередко проявляет упрямство и грубость, хотя он и может осознать, что был не прав.

По сравнению с младшими школьниками подростки обнаруживают потребность в самовоспитании, что можно объяснить их возросшей сознательностью, а также стремлением походить на взрослых. Они уже в какой-то мере владеют такими средствами самовоспитания, как самоубеждение, самоконтроль, особенно стремятся к развитию физических и волевых качеств. Предоставленные самим себе, подростки не всегда идут по правильному пути самовоспитания, прибегая к весьма наивным, ребяческим средствам (например, подносят спичку к руке, чтобы испытать свое мужество и терпение, или ложатся без пальто в снег, чтобы закалить себя, и т.п.). Важно показать подростку, в чем заключается смысл самовоспитания и какими средствами это достигается.

Подростковый возраст — в высшей степени сложный и противоречивый период становления человеческой личности, требующий от родителей и педагогов больших усилий, напряженного труда. В то же время это возраст неповторимой прелести: бурной энергии, жажды познания, страстного искания истины. Не случайно для многих педагогов это самый любимый возраст их учеников.

Чтобы успешно пережить все приключения подросткового возраста, и родителям, и подросткам нужно хорошо представлять, как выходить из критических ситуаций. Нельзя быстро и без труда решить все проблемы подросткового возраста. И подростки, и родители должны набраться терпения и продолжать работать, разговаривать друг с другом, любить друг друга. Пройдёт ли семья этот этап с наименьшими потерями, будет зависеть от того, что преобладает в ней – любовь или страх.

Необходимо учить подростков:

  • Сосредоточивать своё внимание на хорошем;
  • Стараться иметь о себе положительное мнение;
  • Заботиться о себе с помощью физических упражнений и рационального питания;
  • Помнить, что нет ничего плохого в том, чтобы попросить кого-то о помощи!
  • Детям важно, чтобы рядом был хотя бы один взрослый, на которого можно положиться.

Открытое общение в семье позволяет членам семьи, детям и подросткам прежде всего, благополучно, без риска оказаться непонятыми, выразить всё, что их беспокоит.

ДЕТИ ИМЕЮТ ПРАВА
Конвенция ООН "О Правах Ребенка" представляет собой первую попытку кодификации прав детей. Ниже
приводится ряд выдержек из Конвенции с указанием соответствующих прав родителей. Попробуйте заменить
слово "право" на слово "потребность" и взглянуть на эти права как на базовые человеческие потребности.
1. Дети имеют право на уважение со стороны родителей и опекунов и вправе принимать участие в обсуждении затрагивающих их решений.
2. Дети имеют право на выражение своих желаний, мыслей и чувств, если это не приводит к нарушению действующего законодательства или прав других людей.
3. Дети имеют право на неприкосновенность частной жизни, включая право на конфиденциальность переписки и телефонных разговоров, если иное не установлено действующим законодательством.
4. Дети имеют право на получение информации, особенно информации, использование которой может привести к улучшению качества их жизни.
5. Дети имеют право на надлежащий уход и защиту от всех форм насилия, в том числе от жестоких наказаний, унижения и неуважения.
6. Дети имеют право на нормальное качество жизни, нормальное питание, нормальное медицинское обслуживание, а также на использование максимальных возможностей в плане развития.
7. Дети с особенностями развития имеют право жить активной жизнью и быть максимально независимыми в пределах своих возможностей.
8. Каждый ребенок имеет право на отдых и игру, а также на предоставление ему возможности заниматься всеми допустимыми видами деятельности.
… И РОДИТЕЛИ ИМЕЮТ ПРАВА
1. Родители имеют право на внимание и уважение со стороны детей в той же степени, в какой дети имеют право на внимание и уважение со стороны родителей.
2. Родители имеют право отдыхать и заниматься саморазвитием, а также право на совместное времяпрепровождение с супругом или другим важным для них взрослым.
3. Родители имеют право откладывать принятие решения до тех пор, пока у них не будет возможности его тщательно обдумать.
4. Родители имеют право говорить "нет", устанавливать разумные ограничения в отношении своих детей, а также, в разумных пределах, давать им возможность испытать на себе результаты несоблюдения таких ограничений.
5. Родители имеют право на то, чтобы значимые для них люди, а также государственные органы и учреждения должным образом ценили их работу по дому.
6. Родители имеют право просить детей оказать им разумную помощь по дому в пределах, соответствующих возможностям детей.
7. Родители имеют право делиться с детьми своими ценностями и мнениями, при этом не будучи вправе настаивать на том, чтобы дети в обязательном порядке исповедовали их ценности.
8. Родители имеют право на получение поддержки в своей деятельности по обеспечению законных прав своих детей и должного уважения по отношению к ним.

Как не попасться на удочку

Ниже приводится несколько примеров того, как можно не попасться на удочку ребенка. Естественно, нет и не может быть универсальных решений, применимых к любой ситуации. Одним родителям наши советы помогут, другим нет. В любом случае надо остановиться и задуматься о том, чего добивается подросток плохим поведением. Потом родители могут найти свои собственные способы нейтрализации плохого поведения детей. Как правило, для этого надо сделать что-нибудь прямо противоположное тому, что вы делаете обычно. Как минимум можно прекратить использовать неэффективные старые методы и вновь обрести душевный покой.

НАЖИВКА РОДИТЕЛЬ ВИДИТ
НАЖИВКУ
И ПОПАДАЕТСЯ
НА КРЮЧОК
КАК ИЗБЕЖАТЬ
ПРОБЛЕМ
Оля дразнит младшую
сестру и постоянно с ней
дерется.
Когда ребенок ищет
ВНИМАНИЯ, родители
обычно чувствуют
РАЗДРАЖЕНИЕ.
Мать Оли вступается за
младшую дочь или
пытается рассудить
девочек
Мать игнорирует поведение
девочек, хотя оно вызывает у
нее чувство раздражения.
Считает, что дети в
состоянии разобраться сами.
Петя поздно возвращается
домой, отказывается
выполнять свои
обязанности по дому.
Когда ребенок вступает в
БОРЬБУ ЗА ВЛАСТЬ,
родители могут
почувствовать ГНЕВ.
Отец Пети требует,
приказывает, ругает.
Отец отказывается вступать в
спор, выходит из комнаты и
откладывает разговор на
потом. Выказывает уважение
ребенку во время беседы.
Оксана ставит родителей в
неловкое положение перед
гостями.
Когда ребенок пытается
ОТОМСТИТЬ, родители
могут почувствовать себя
ОБИЖЕННЫМИ.
Позже родители Оксаны
показывают ей, что они на
нее сердятся, отказываются
с ней разговаривать.
Позже родители обсуждают
ее поведение вместе с ней,
сохраняя при этом
дружеский тон.
Маргарита ведет себя
замкнуто, у нее нет друзей,
она чувствует себя
неуклюжей, не любит
находиться в компании.
Когда ребенок
демонстрирует свою
НЕАДЕКВАТНОСТЬ,
родители могут
чувствовать
БЕЗНАДЕЖНОСТЬ/БЕС
ПОМОЩНОСТЬ.
Отец критикует,
уговаривает, отчитывает,
указывает девочке на ее
неумение вести себя в
обществе.
Отец старается не
критиковать девочку.
Помогает ей придумать
собственные способы
преодолеть робость.
Всячески ее поощряет.
Игорь (15 лет) зачастил на
пьяные вечеринки.
Прекратил нормально
учиться. Вместе с друзьями
совершает акты
вандализма.
Когда ребенок ищет
ПОДДЕРЖКИ СО
СТОРОНЫ ДРУЗЕЙ,
родители могут
почувствовать
БЕСПОКОЙСТВО.
Отец Игоря критикует его
друзей, предупреждает,
угрожает, читает нотации.
Отец старается не
критиковать Игоря в
присутствии друзей.
Приглашает Игоря вместе
решить проблему (см. Главу
4). Поощряет его занятия
спортом и т.д

Наверное, самый важный урок первой главы можно сформулировать так: не поддавайтесь на провокации. Если подросток вновь и вновь совершает один и тот же проступок, не исключено, что, по крайней мере, отчасти, виной тому ваша реакция на него. В принципе достаточно уже того, что вы обращаете внимание на проступок. Попробуйте вместо этого сделать что-нибудь неожиданное, что-нибудь прямо противоположное тому, что вы делаете обычно. Если вы обычно срываетесь на крик - промолчите. Если вы обычно молчите - попробуйте настоять на своем. Если вы обычно уделяете внимание проступку - не вмешивайтесь. Если вы обычно не вмешиваетесь - выкажите интерес и проявите внимание. Если вы обычно пытаетесь разобраться в ссорах между детьми - не вмешивайтесь. Если вы обычно придираетесь к подростку - найдите что похвалить. Если вы обычно читаете нотации - попробуйте слушать вместо того, чтобы говорить. Так вы смените правила игры и перестанете вознаграждать плохое поведение своим вниманием. Нет стопроцентной гарантии, что эта тактика будет эффективной, но шансы у вас все же неплохие. Да и что вам, собственно говоря, терять - ведь теперешний подход все равно не приносит желаемых результатов.
Истинной причиной большинства ссор между братьями и сестрами является желание привлечь к себе внимание родителей. Если нет реальной угрозы жизни и здоровью детей, лучше всего эти ссоры попросту игнорировать и даже разрешать: "Если хотите подраться, будьте добры, сделайте это на улице!" Не обращайте внимания на ссоры, и они будут затухать сами собой.
По мере того как дети вырастают, индивидуальное жизненное пространство родителей начинает постепенно сокращаться. Поэтому очень важно хотя бы изредка проводить время всей семьей. Можно вместе сходить в кино, посидеть в кафе, просто пройтись по парку и спокойно побеседовать. Кстати, этого часто не происходит только потому, что такие мероприятия никто не планирует.
Советы родителям

Нет универсального метода, который помог бы вам стать здоровой семьей, но все согласны в том, что один из самых важных факторов - нормальное общение, которое включает в себя слушание, поддержку, открытое и честное разрешение конфликтных ситуаций, открытый стиль поведения. Если вы относитесь к своим детям с уважением, рассказываете им о своей жизни, о том, что вас волнует, каким вы были в детстве, о своих прошлых успехах и провалах, это помогает им понять вас, довериться вам, сблизиться с вами, наконец, стать вашими друзьями.