РУС БЕЛ ENG

ЗОЖ

Профилактика нарушения зрения

Человеческий глаз — уникальный, исключительно сложный прибор с помощью которого мы познаем окружающий мир. Человек видит ясно, когда все отделы этого прибора работают гармонично. Если в каком-либо звене происходит сбой — зрение ухудшается.

Сетчатка — внутренняя оболочка глаза, воспринимающая свет. Для хорошего зрения необходимо, чтобы световые лучи сходились точно на сетчатке. Обеспечивает эту точную фокусировку хрусталик — природная линза, расположенная внутри глаза. Когда этого не происходит, мир вокруг принимает нечеткие, размытые очертания.

Если человек хочет рассмотреть близко расположенный объект, включается так называемый механизм аккомодации. Специальные глазные мышцы сокращаются, а связки, переходящее в хрусталиковую сумку расслабляются, делая хрусталик выпуклым, как увеличительное стекло. Когда взгляд устремлен вдаль, мышцы расслабляются и хрусталик становится плоским.

В последние годы врачи с тревогой отмечают неуклонный рост нарушений зрения. Идеально созданный природный глаз человека оказался плохо приспособленным к современным зрительным нагрузкам и разрушительному воздействию техники (компьютер, телевизор, сотовый телефон и т. д.).

Если не проводить профилактические мероприятия при большой зрительной нагрузке — потеря хорошего зрения неминуема.

Как портится зрение.

По данным генетиков, когда зрение родителей в порядке, шанс школьника получить плохое зрение равен 25%. Если близорукостью страдает папа или мама — 50%. Ну, а вероятность того, что ребенок обоих близоруких родителей наденет очки, равна уже 80%.

Но даже при наследственной предрасположенности развития близорукости можно не допустить. Дело в том, что человеческий глаз обладает запасом прочности, который спасает зрение в «Трудные моменты». Зрение начинает ухудшаться, если этот резерв исчерпан.

Что же подрывает запас прочности детских глаз? Это и телевизор, и компьютерные игры, и, конечно, непосильные зрительные нагрузки связанные с занятиями в школе. Вредное воздействие настолько велико, что за время обучения в школе число близоруких детей увеличивается с 4% до 40%, то есть в 10 раз! Неудивительно, что у большинства людей близорукость начинается именно в раннем школьном возрасте.

При чтении глаза находятся в огромном напряжении. Глазные мышцы, которые держат хрусталик, сильно напрягаются и устают. Запас прочности глаз стремительно тает, может возникнуть и активно прогрессировать близорукость.

Основными факторами, стимулирующими развитие близорукости у школьников, считаются:

Недостаточное освещение рабочего места в школе и в домашних условиях во время приготовления уроков (особенно при искусственном освещении).

Неприспособленная или плохо приспособленная мебель для занятий. Очень важно, чтобы в домашней обстановке размеры мебели соответствовали росту.

Неправильная посадка за рабочим столом. Вредная привычка читать и писать, сильно склонив голову, сгорбившись, с наклоном в сторону, в неудобном положении, способствует ослаблению зрения.

Длительное пребывание за компьютером.

Неограниченный просмотр телепередач.

Игры в сотовый телефон.

Как правильно сидеть за столом:

длина сиденья стула должна соответствовать длине бедер;

высота ножек стола должна равняться длине голеней;

голеностопный, коленный и тазобедренный суставы при сидении образуют прямой угол;

между краем стола и грудной твоей клеткой необходимо выдерживать расстояние, равное ширине кисти.

При работе книгу или тетрадь необходимо держать на расстоянии 33 см от глаз. При этом меньше всего деформируется глазное яблоко. Лучше всего читать с подставки. Нужно помнить, что достоверно «опасным» в плане прогрессирования близорукости, является зрительное рабочее расстояние при чтении и письме менее 20-25 см.

Не рекомендуется читать и играть лёжа и особенно на боку, а также в транспорте. Дело в том, что в положении лёжа, как правило, не достигается правильная освещённость объекта, а при лежании на боку, кроме того, глаза располагаются на разном расстоянии от рассматриваемого предмета и это приводит к зрительной утомляемости и головной боли. Вибрация транспорта вызывает зрительный дискомфорт при чтении во время езды.

Просмотр телепередач.

Все рекомендации по просмотру телевизионных передач детям со снижением зрения должен давать врач — офтальмолог. Но каждый ребенок должен помнить, что наибольшее утомление и напряжение зрения возникает при слишком близком расстоянии к экрану телевизора. Это усугубляется тем, что дети и подростки часто смотрят телевизор в самых разнообразных позах. Лучше всего расположиться от телевизора не ближе, чем на 3 метра, при этом следует сидеть не сбоку, а прямо перед экраном. Если ты носишь очки для дали, следует их надеть, чтобы излишне не напрягать зрение.

Смотреть телевизор следует в освещенной комнате.

Если ребенку 8 лет, то просмотр телепередач должен быть ограничен 30–40 минутами. В более старшем возрасте время можно увеличить до 1,5–3 часов в день, но непрерывно не более часа, независимо от типа телевизора (обычный, плоский экран, жидкокристаллическая панель, плазменный телевизор).

Как это ни печально для школьника, но смотреть телевизор можно только в выходные дни, когда нет уроков. Пять часов напрягать глаза в школе (уроки физкультуры и пения мы не считаем) и два-три часа дома — такую нагрузку не может выдержать растущий глаз.

Компьютерный зрительный синдром.

Это заболевание глаз, вызванное работой за компьютером и приводящее к снижению зрения. Зрение человека, сформированное в ходе длительной эволюции, оказалось мало приспособленным к такой работе.

Возникает компьютерный зрительный синдром после длительной (в течение нескольких часов без перерыва) работы за компьютером. Его признаки знакомы многим. Появляется жжение, чувство «песка» за веками, глаза могут покраснеть. Могут также появиться боли при движении глаз. головные боли в области лба. И эти опасные явления не проходят бесследно. Вследствие нарушения работы глазных мышц, снижается зрительное восприятие. Если зрительные перегрузки систематически повторяются — может появиться «временная» близорукость, а уже имеющаяся близорукость начинает прогрессировать.

Клинические исследования показали: даже один день работы за компьютером вызывает ухудшение зрения! И это не удивительно. Глаз патологически устает. Чтобы компенсировать недостаток кровообращения мелкие сосуды на поверхности глаз расширяются, вызывая их покраснение.

Если не помочь глазам в борьбе с накопившейся усталостью, то постепенно изменения в тканях глаза, и в первую очередь это глазные мышцы, будет продолжаться. Следствием этого может стать прогрессирующая близорукость.

Чтобы сохранить зрение при современном уровне зрительных нагрузок необходимо строго соблюдать определенные правила. В первую очередь -это максимальное сокращение времени работы за компьютером и правильная посадка, которая помогает предотвратить еще и возможное появление болей в области спины и шеи.

Длительность безопасной работы школьника за компьютером:

 В 1 классе- 15 минут в день,

2-5 класс- 15–20 минут в день,

6-7 класс-20 минут в день,

8-9 класс-25 минут в день,

10-11 класс- 30 минут на первом часу занятий и 20 на втором.

После работы с компьютером или другой зрительной нагрузки в течение нескольких минут необходимо гимнастику для глаз, чтобы снять напряжение, улучшить кровообращение.

Основные упражнения:

Каждое упражнение следует повторять от 30 до 60 секунд.

Перемещение взгляда при закрытых глазах: движения глазами направо -налево, вверх-вниз, рисуем восьмёрку и т. п. Это упражнение снимает болезненные ощущения (зуд, жжение, сухость), восстанавливает «смазку» глаз.

Движение открытыми глазами вверх-вниз и справа - налево.

Круговые движения глазами: по часовой стрелке и в противоположном направлении.

Интенсивные сжимания и разжимания глаз в быстром темпе. Это упражнение улучшает кровообращение и доступ кислорода к глазам и лицу, укрепляет зрительную систему, расслабляет глазные мышцы.

Движение глаз по диагонали: скосить глаза в левый нижний угол, затем по прямой перевести взгляд вверх. Аналогично в противоположном направлении.

Сведение глаз к носу. Для этого к переносице поставьте палец посмотрите на него.

Частое моргание глазами. Это упражнение облегчает затрудненность мигательных движений, расслабляет глазные мышцы.

Перемещение взгляда с близкой точки на отдаленную.

Массаж. Поглаживание закрытых глаз, вибрация, нажим, массаж ладонью и легкое разминание. Наиболее распространен прием массажа двумя пальцами — указательным и средним — в виде восьмиобразного движения. По нижнему краю глаза движение к носу, по верхнему краю глаза — над бровями. Такое движение повторяется 8–16 раз.

Если школьник стал замечать, что стало плохо видно с доски, появились головные боли, быстрая утомляемость глаз, если глаза с трудом адаптируются к рассматриванию предметов на различных расстояниях (расплывается изображение при переводе взгляда с близкого расстояния на рассматривание предметов вдали), необходимо сказать об этом родителям и посетить офтальмолога уже в ближайшее время! 

ПРАВИЛА ГИГИЕНЫ ЗРЕНИЯ

В повседневной жизни нас окружает множество звуков и предметов, которые мы воспринимаем как визуально, так и на слух. Чтобы предотвратить развитие заболеваний органов слуха и зрения, важно соблюдать меры и правила по гигиене того или другого органа.

Гигиена зрения

Гигиена зрения и слуха включает в себя определенные правила, которые направлены на снижение негативного влияния внешних факторов на организм человека. Гигиена – это прежде всего оздоровление зрения и слуха, комплекс мер и факторов, которые в совокупности позволяют добиться хороших результатов.

Гигиена зрения – это комплекс мероприятий, направленных на профилактику развития болезней. Соблюдайте следующие рекомендации:

Не злоупотребляйте просмотром телепрограмм.

Во время работы на компьютере чередуйте время труда и отдыха, делайте специальную гимнастику для глаз в перерывах между работой.

Берегите глаза от излишне яркого света.

Старайтесь не читать, если в помещении темно.

Избегайте чтения или просмотра телевизора в положении лежа.

Правильно составляйте свой рацион питания. Включите в него овощи (капусту, шпинат, брокколи, кукурузу, морковь), фрукты и ягоды (чернику, черную смородину).

Гигиена зрения подразумевает под собой правильно организованное рабочее место (мебель, освещение).

При усталости глаз делайте компрессы или примочки из отвара целебных трав.

При наличии заболеваний, чтобы заставить глазные мышцы работать, время от времени старайтесь обходиться без очков.

Гигиена зрения, равно как и слуха, – это важные правила, соблюдение которых позволит предотвратить возникновение болезней 

свернуть

Профилактика основных стоматологических заболеваний

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

 

  • Соблюдение режима приема пищи (не чаще 5-6 раз в день) и ограничение сладостей в питании детей
  • Регулярная тщательная чистка зубов 2 раза в день с использованием фторсодержащей зубной пасты
  • Регулярное посещение стоматолога с целью профилактики основных стоматологических заболеваний

В возрасте 6-12 лет на смену молочным приходят постоянные зубы. Активное проведение мер профилактики стоматологических заболеваний позволит вырасти зубам Вашего ребенка здоровыми и ровными.

 

  • Частота приема пищи не должна превышать 5-6 раз в день. В ежедневный рацион ребенка обязательно следует включать молочные продукты, каши, мясо, рыбу, овощи и фрукты. В качестве промежуточного приема пищи лучше использовать бутерброды с сыром, йогурт, орехи, несладкие фрукты и овощи. Особенно вредно для зубов употребление сладостей (конфет, сладкого печенья, вафлей и др.) между основными приемами пищи.
  • Особое внимание следует уделять ежедневной тщательной гигиене полости рта при помощи зубной щетки и фторсодержащей зубной пасты. Для очищения боковых поверхностей зубов, недоступных зубной щетке, следует использовать зубную нить. Гигиенический уход за полостью рта ребенок осуществляет самостоятельно, а родители постоянно контролируют качество очищения зубов от зубного налета.
  • Следует поощрять участие ребенка в проводимых в школе профилактических мероприятиях, таких как контролируемая чистка и покрытие зубов фторлаком.
  • Посещайте с ребенком стоматолога два раза в год для выявления факторов риска стоматологических заболеваний и назначения профилактических мероприятий, а в случае необходимости – проведения своевременного лечения. Сразу же после прорезывания у ребенка вторых постоянных жевательных зубов (обычно в 12-13 лет) следует обратиться к стоматологу для проведения их профилактической защиты от кариеса.
  •  Мотивируйте ребенка к регулярному посещению стоматолога, так как это позволит ему не испытывать зубной боли.

О профилактике основных стоматологических заболеваний

 

ПАМЯТКА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ И СРЕДНИХ СПЕЦИАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ

 

Наиболее распространенные стоматологические заболевания, такие как кариес зубов и болезни десен, можно предупредить, если следовать рекомендациям врача. Здоровые привычки, привитые с раннего детства, в значительной степени снижают риск развития кариеса и воспаления десен. Поэтому в возрасте 14-15 лет и старше необходимо продолжать соблюдать следующие правила:

  • Регулярно два раза в день тщательно чистите зубы с использованием фторсодержащей пасты, удаляя налет со всех поверхностей зубов. Для удаления налета с участков, недоступных зубной щетке (боковые поверхности зубов), следует ежедневно пользоваться зубной нитью. Если на зубах будет оставаться даже небольшое количество налета, то это будет способствовать образованию зубного камня, который вызывает воспаление десны. Стоматолог поможет подобрать Вам зубную щетку и пасту, а в случае необходимости научит правильно чистить зубы и проведет профессиональную гигиену полости рта. Регулярная чистка зубов не только предотвращает развитие стоматологических заболеваний, но и обеспечивает «свежее» дыхание.
  • Соблюдайте режим питания (есть не чаще 5-6 раз в день) и употребляйте разнообразные пищевые продукты. Для утоления жажды пейте воду, а не соки и газированные напитки, частое употребление которых приводит к разрушению зубов. Особенно вредны для зубов сладости (конфеты, пирожные, сладкое печенье), употребляемые в промежутках между основными приемами пищи. После еды прополощите рот или почистите зубы.
  • Посещайте стоматолога не менее одного раза в год. При этом Вам будут своевременно назначены и проведены профилактические мероприятия, а при необходимости и лечение зубов. Не откладывайте визит к стоматологу, если Вы заметили появление на зубах белых пятен. Чаще всего так проявляется начальная форма кариеса. Лечение кариеса зубов на ранних стадиях безболезненно и наиболее эффективно, в то время как в запущенных случаях зуб нередко приходится удалять.

Индивидуальная гигиена полости рта

 

Бактерии зубного налета играют важнейшую роль в развитии болезней периодонта. К сожалению, полностью предотвратить образование зубного налета не представляется возможным, поскольку микроорганизмы присутствуют в полости рта у каждого человека и являются частью его нормальной микрофлоры.

Уже через 2 часа после чистки зубов вновь начинается формирование зубного налета, которое происходит в пределах 24 часов. Следовательно, наилучший метод устранения негативного влияния бактерий — ежедневный гигиенический уход за полостью рта.

частота чистки зубов должна составлять как минимум 1 раз в день. В то же время нужно учитывать, что не всегда удается полностью удалить налет со всех поверхностей зубов. Поэтому общепринятой считается рекомендация чистить зубы 2 раза в день — утром после завтрака и вечером перед сном.

Стоматологи рекомендуют чистить зубы не менее 3 минут таким образом, чтобы ни один зуб не был пропущен. Важно уделять внимание очистке языка, поверхность которого очищается мягкими скребущими движениями зубной щетки. Для очищения языка можно использовать специальные щетки или скребки

Основные средства гигиены:

Зубная щетка – одно из самых распространенных средств гигиены. В торговой сети имеется большой выбор зубных щеток с разными конструктивными особенностями. Однако не существует научных доказательств, что какая-либо конструкция является самой эффективной. Наибольшее значение имеет владение правильной техникой чистки зубов и регулярной замены щетки (1 раз в 3 месяца).

Следует приобретать те зубные щетки, которые имеют свидетельство о государственной регистрации и продаются в герметичной упаковке, на которой должно быть указано ее название, степень жесткости щетины и информация о фирме-изготовителе.

Зубная паста

На основании результатов последних научных исследований для профилактики стоматологических болезней рекомендуется чистка зубов фторсодержащей зубной пастой, которая будет способствовать уменьшению образования зубного налета и укреплению твердых тканей зубов.

При покупке важно убедиться, что паста включает фтор, герметически запаяна и содержит всю необходимую информацию на упаковке и тубе:

  • название, наименование изделия: словосочетание «зубная паста» или другой эквивалент;
  • дата производства и/или срок годности;
  • все составляющие — полный список ингредиентов (особенно важна информация о наличии в зубной пасте соединений фтора и о концентрации активного фтора, максимальная концентрация фтора в пасте не должна превышать 0,15% (или 1500 ррт);
  • название страны-производителя или ответственного дистрибьютора; штрих-код, номер партии и объем;

зубные пасты должны иметь свидетельство о государственной регистрации.

 

Зубные нити

Каждый зуб имеет поверхности, контактирующие с соседними зубами. Зубная щетка не позволяет очистить от налета эти участки, поскольку щетинки не могут проникнуть в узкие межзубные промежутки. Это приводит к тому, что до 50% зубного налета может оставаться на контактных поверхностях зубов. Для очищения зубов с этих поверхностей используют зубные нити

Специалисты сходятся во мнении, что при развитых навыках применения флоссов их вид не имеет существенного значения.

Для тех пациентов, кто только осваивает технику флоссинга, более предпочтительным считается использование вощеных нитей, поскольку они легче вводятся в межзубные промежутки, не разволокняются и не разрываются.

Для облегчения применения зубных нитей предложены специальные держатели — флоссеты 

Их использование актуально для лиц, которые не могут освоить технику применения флоссов, особенно это касается лиц с нарушениями подвижности пальцев и кистей рук.

 

Дополнительные средства гигиены

Межзубные ершики

Межзубные ершики изготавливаются из нейлоновой щетины, фиксированной на тонкой проволочной основе. Форма рабочей части ершика может быть конической или цилиндрической. Ершики различаются также по размеру. Актуально применение межзубных ершиков при наличии открытых межзубных пространств, образованных в результате атрофии десны и оголения корней зубов.

 

Ополаскиватели

Ополаскиватели подразделяются на две большие группы.

Первые применяются до чистки зубов с целью облегчения удаления зубного налета щеткой и пастой. Основная цель использования подобных полосканий — размягчение налета на зубах.

Другие применяют после чистки, они препятствуют сцеплению бактерий с поверхностью зуба. Ополаскиватели, содержащие антисептики, уменьшают количество зубного налета на поверхностях зубов.

Однако их применение не снижает значимость ежедневных гигиенических процедур, которые являются основными для удаления зубного налета.

В некоторых случаях (после хирургических операций, при наличии заболеваний слизистой оболочки и десен) стоматолог может порекомендовать использование специальных антибактериальных ополаскивателей. Однако они не предназначены для постоянного, регулярного применения, а используются только в периоды обострений стоматологических заболеваний. При длительном применении одного и того же средства с антимикробной активностью его эффективность значительно снижается за счет адаптации к нему микрофлоры полости рта.

 

Следует ли чистить зубные протезы?

Важно знать, что зубной налет и камень могут образовываться и на поверхности съемных и несъемных ортопедических конструкций (протезов).

Поэтому следует очищать протезы зубной щеткой с зубной пастой.

Существуют специальные щетки (рис. 6) для очищения поверхности съемных ортопедических конструкций, а для очистки промежутков под мостовидными протезами необходимо использовать суперфлосс.

Суперфлосс — нить, состоящая из трех частей. Первая часть — твердое волокно для проведения нити в межзубной промежуток. Вторая часть — рыхлая, «пушистая», обладает выраженной абсорбирующей способностью — предназначена для очищения широких межзубных промежутков, пространств под несъемными ортодонтическими дугами, под шинирующими конструкциями, под промывными частями мостовидных протезов, между вживленными имплантатами. Третья часть нити — обычный флосс.

Что касается съемных протезов, то на ночь их рекомендуется извлекать из полости рта и хранить в стакане с водой, с растворенными в ней специальными очищающими таблетками.

 

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ГИГИЕНА

Со временем зубной налет минерализуется и превращается в твердый кальцифицированный слой — зубной камень, которому также отводится определенная роль в развитии воспалительных заболеваний периодонта.

Если вовремя не удалять зубной камень, он будет травмировать ткани периодонта. А главное — камень способствует накоплению зубного налета, являясь хорошим ретенционным пунктом.

Профессиональная гигиена (рис. 8) подразумевает удаление зубного налета и камня стоматологом с помощью специальных ручных инструментов или ультразвука, а также полировку зубов с помощью специальных щеточек и резинок с пастами, содержащими абразивы. Эта процедура рекомендуется всем пациентам не реже одного раза в шесть месяцев, а в некоторых случаях (например, при заболеваниях периодонта) и чаще.

Таким образом, чтобы избежать болезней периодонта, нужно неукоснительно придерживаться следующих правил:

  • Тщательно чистить зубы два раза в день зубной щеткой и пастой, не реже 1 раза в день пользоваться зубной нитью. При необходимость использовать дополнительные средства гигиены.
  • Использовать соединения фтора (фторированная соль, фторсодержащая зубная паста) всю жизнь.
  • Регулярно (1 раз в 6 месяцев) посещать стоматолога с целью удаления зубных отложений (проведения профессиональной гигиены).

 

Здоровые зубы и десны – залог общего

Соблюдение правил гигиены полости рта и советов стоматолога поможет сохранить Вам здоровые зубы и красивую улыбку.

свернуть

Правильное питание - залог здоровья и долголетия

М.В.Попова, главный внештатный диетолог Министерства здравоохранения Республики Беларусь

Правильное (здоровое) питание является неотъемлемой частью здорового образа жизни, основные правила которого должны закладываться с самого детства и придерживаться которых необходимо в течение всей жизни. К сожалению, в настоящее время в нашей стране растет количество людей, имеющих избыток массы тела и страдающих ожирением. Эта проблема наиболее актуальна в настоящее время в отношении детей и молодежи, т.к. от лишнего веса и ожирения страдают почти 30% населения, половине из них нет и 18 лет. Если в 2006 году в Минске состояли на учете по поводу этой болезни около 500 детей, то в 2010 году – 1000 детей. Из этого количества порядка 7-10% - дети дошкольного возраста. Самой распространенной причиной сложившейся ситуации является алиментарная, т.е. банальное переедание в силу сложившихся привычек в семье. Достаточно часто родители перекармливают ребенка, предлагая ему порции по объему превышающие возрастные, а также отдавая предпочтение использованию в питании полуфабрикатов или фаст-фуда. Аналогичная ситуация достаточно часто присутствует в питании школьников и студентов, которые отказываясь от организованного питания в школьных и студенческих столовых, отдают предпочтение чипсам, хот-догам, сладким газированным напиткам. Достаточно часто дети, как и взрослые «заедают» проблемы, связанные с учебой, взаимоотношениями в семье и коллективе. 

Остановимся на основных принципах правильного (здорового) питания:

1. Суточный рацион должен содержать достаточное количество белков, жиров, углеводов, витаминов, минеральных веществ. Количество белка в рационе должно соответствовать физиологической норме – 1-1,5 г на 1кг веса. Животный белок должен составлять не менее 60% от суточного количества белка (обязательно присутствие в рационе постного мяса, рыбы, яиц, молока и кисломолочных продуктов).

2. Оптимальное количество жиров – 0,8-1,0 г на 1 кг веса в сутки. Жиры дольше задерживаются в желудке, уменьшают возбудимость головного мозга, устраняя чувство голода. Растительные жиры повышают активность ферментов, стимулирующих процесс распада жира в организме. В рационе от общего количества жиров должно быть 30-35% растительных масел для приготовления пищи и добавления в салаты.

3. Желательно ограничить количество углеводов до 3-3,5 г на 1 кг веса в сутки, прежде всего за счет простых: сахар, сладости.   

4. Количество приемов пищи в течение дня не менее 4-5 раз (3 основных приема пищи и 2 дополнительные, представленные свежими фруктами и овощами, лучше в сыром виде). Основная калорийность рациона должна приходиться на первую половину дня.

5. Интервалы между приемами пищи не должны превышать 3,5-4 часа.

6. Количество свободной жидкости не менее 1,5л в сутки (при отсутствии противопоказаний). Пить и использовать для приготовления пищи лучше всего бутилированную или фильтрованную дома воду. Для питья можно использовать минеральную негазированную воду с наименьшей степенью минерализации, свежеотжатые соки, чай, кофе. Лучше не употреблять кофе натощак, после 18 часов желательно не употреблять зеленый чай, чай каркадэ, кофе, соки из кислых фруктов.  

7. Утром натощак желательно выпить стакан жидкости комнатной температуры. Интервал между последним приемом жидкости и едой должен быть 20-30 минут, между едой и последующим приемом жидкости не менее 30 минут. Оптимальное соотношение между твердой и жидкой частями пищи во время одного приема должно быть не менее 2:1. Последний прием жидкости – за 1-1,5 часа до сна.

8.  Последний прием пищи - за 2,5-3 часа до сна.

9. Есть не спеша, тщательно пережевывая пищу, вставать из-за стола, как только почувствуете чувство насыщения, а не тогда, когда готовы лопнуть.

10. Старайтесь избегать в одном блюде сочетаний: белковые продукты ( мясо, птица, рыба, морепродукты) и продукты, богатые углеводами (крупы, хлеб, отруби, картофель, сладкие фрукты и ягоды).

11. Предпочтительно ограничить потребление соли до 5-7 г в сутки.

12. Питание должно быть максимально разнообразным. В желудочно-кишечном тракте человека присутствует достаточное количество ферментов, способных расщепить различные продукты.

13. Избегайте многокомпонентных блюд. За один прием не смешивайте более 3-4 видов продуктов ( не считая специи и растительное масло). 

14. Особенно полезны овощи , содержащие пектин и клетчатку. Они создают чувство насыщения, регулируют функцию кишечника, выводят шлаки. К ним относятся капуста, кабачок, редис, томаты, огурцы, тыква, листовая зелень.

15. Овощи можно употреблять сырыми, тушеными, вареными, приготовленными на пару и на гриле. Свежие овощи предпочтительнее употреблять с растительным маслом ( подсолнечное, оливковое, льняное). При варке овощей вода не должна полностью закрывать их поверхность. Соль , растительное масло и натуральные специи лучше добавлять на заключительном этапе приготовления пищи.

16. Мясо, птицу, рыбу можно запекать, готовить на пару, гриле. Употреблять данные продукты лучше с растительным гарниром. Кожицу птицы и рыбы желательно в пищу не употреблять.

17. Способы приготовления продуктов ( по убыванию качества): гриль ( аэрогриль, гриль в печи СВЧ, барбекю, мангал); приготовление пищи на пару; запеченное  в духовке; соленое; вяленое; отварное; тушеное. 

18. Хлеб обязательно должен присутствовать в рационе, лучше всего зерновой, с отрубями, белковый.

19. Соусы лучше домашнего приготовления с овощами, пряности – натуральные: лавровый лист, перец горошком, петрушка, кинза, сельдерей, гвоздика, тмин, чеснок, укроп, гвоздика, имбирь.

Для профилактики появления избыточной массы и ожирения кроме питания большое значение имеет физическая активность не только в виде уроков физической культуры в учебное время. Наиболее предпочтительны плавание, велоспорт, лыжи, танцы, заниматься которыми лучше всей семьей.

 
Пища плохо усваивается (нельзя принимать):
  1. Когда нет чувства голода.
  2. При сильной усталости. 
  3. При болезни.
  4. При отрицательных эмоциях, беспокойстве и гневе, ревности.
  5. Перед началом тяжёлой физической работы.
  6. При перегреве и сильном ознобе.
  7. Когда торопитесь.
  8. Нельзя никакую пищу запивать.
  9. Нельзя есть сладкое после еды, так как наступает блокировка пищеварения и начинается процесс брожения.
Рекомендации:
  • В питании всё должно быть в меру;
  • Пища должна быть разнообразной;
  • Еда должна быть тёплой;
  • Тщательно пережёвывать пищу;
  • Есть овощи и фрукты;
  • Есть 3—4 раза в день;
  • Не есть перед сном;
  • Не есть копчёного, жареного и острого;
  • Не есть всухомятку;
  • Меньше есть сладостей;
  • Не перекусывать чипсами, сухариками и т. п.
свернуть

Памятки

Дыхательная гимнастика для всей семьи

 Дыхание является важнейшей функцией организма. Важное место в физической культуре занимают специальные дыхательные упражнения, которые обеспечивают полноценный дренаж бронхов, очищают слизистую дыхательных путей, укрепляют дыхательную мускулатуру. Еще древние восточные мудрецы, создатели различных дыхательных систем, придавали большое значение дыхательным упражнениям. Считалось, что кроме кислородного питания с помощью дыхания происходит и энергетическая подпитка организма. Правильное дыхание регулирует состояние нервной системы человека. Известно немало методик дыхательной гимнастики, но механически следовать какой-либо из них не целесообразно.
  От дыхания во многом зависят здоровье человека, его физическая и умственная деятельность. Тренированность дыхательной мускулатуры определяет физическую работоспособность и выносливость человека. У тренированных людей не бывает одышки, и их дыхание быстро успокаивается даже после длительной физической нагрузки.
    Процесс дыхательных движений осуществляется диафрагмой и межреберными мышцами. Диафрагма – это перегородка, отделяющая грудную полость от брюшной. Главная ее функция - создать отрицательное давление в грудной полости и положительное в брюшной. В зависимости от того, какие мышцы задействованы, различают четыре типа дыхания:
    1. Нижнее или «брюшное», «диафрагмальное».
    2. Среднее или «реберное».
    3. Верхнее или «ключичное».
  4. Смешанное или «полное дыхание йогов» (объединяет все вышеуказанные типы дыхания, при этом равномерно вентилируются все части легких).
    Значит, вдох и выдох, сменяя друг друга, обеспечивают вентиляцию легких, а какую их часть - зависит от типа дыхания.
   Насколько легкие наполнились воздухом, определяется глубиной вдоха и выдоха: при поверхностном дыхании используется только дыхательный объем воздуха; при глубоком - помимо дыхательного, дополнительный и резервный. В зависимости от этого меняется частота дыхания.
    Легкие являются органом не только дыхания, но и выделения, регуляции температуры тела. Они также принимают участие в выработке физиологически активных веществ, участвующих в процессе свертывания крови, обмена белков, жиров и углеводов.
     Из всего этого можно сделать вывод, что актуальность темы бесспорна, так как дыхательная гимнастика в закаливании и оздоровлении детей играет огромную роль и очень важно к решению этой задачи подойти обдуманно и ответственно.
     Дыхательную гимнастику можно использовать в течение всего дня, а именно: в организации физкультурных занятий, в проведение утренней гимнастики, в подвижных играх на прогулке, в беседах, в выполнении звуковых дыхательных упражнениях.
     Существуют некоторые особенности исполнения дыхательной гимнастики в работе с детьми дошкольного возраста.
  1. Дети охотно занимаются дыхательной гимнастикой, если она идет в музыкальном сопровождении.
  2. Весь комплекс дыхательной гимнастки необходимо превратить в игру с детьми.
  3. Необходима мотивация для выполнения дыхательной гимнастики. У дошкольников отсутствует мотивация сохранения и укрепления собственного здоровья, поэтому необходима вводная беседа о важности этих упражнений.
  4. Важное условие эффективности такой гимнастики в том, что ее нужно выполнять регулярно, без перерывов.
    С чего же начать? Дыхательная гимнастика начинается с общих упражнений. Проще говоря, необходимо научить детей правильно дышать. Цель этих упражнений - увеличить объём дыхания и нормализовать их ритм. Ребёнка учим дышать при закрытом рте. Тренируем носовой выдох, говоря ребёнку: «Вдыхай глубоко и выдыхай длительно через нос». Предлагаем вам самим проделать это. На первый взгляд простое упражнение (повторяют то упражнение 4-5 раз). Затем мы тренируем у ребѐнка ротовой выдох, закрывая при этом ноздри ребѐнка. Ребѐнка учат задерживать вдох, добиваясь быстрого и глубокого вдоха и медленного, продолжительного выдоха.
    Суть дыхания в том, чтобы впустить воздух в лѐгкие и насытить кислородом кровь в лѐгочных альвеолах. Дыхание распадается на два акта: вдох, во время которого грудь расширяется и воздух проникает в лѐгкие, и выдох - грудная клетка возвращается к своему обычному объѐму, лѐгкие сжимаются и выталкивают имеющийся в них воздух. Ваша задача научить ребѐнка хорошо очищать лѐгкие. Если он полностью не выдыхает, то в глубине лѐгких остаѐтся изрядное количество испорченного воздуха, а кровь получает мало кислорода, научив ребѐнка дышать через нос, вы поможете ему избавиться от частого насморка, кашля, гриппа, ангины.
    Дыхательные упражнения проводятся со стихотворным и музыкальным сопровождениям. Я предлагаю один из многих комплексов упражнений:
  «ЧАСИКИ»
Часики вперѐд идут,
За собою нас ведут.
И. п. -стоя, ноги слегка расставить.
1 взмах руками вперѐд «тик» (вдох)
2 взмах руками назад «так» (выдох)
   «ПЕТУШОК»
Крыльями взмахнул петух,
Всех нас разбудил он вдруг.
Встать прямо, ноги слегка расставить, руки в стороны - (вдох), а затем хлопнуть ими по бѐдрам, выдыхая произносить «ку-ка-ре-ку» повторить 5-6 раз.
   «НАСОСИК»
Накачаем мы воды,
Чтобы поливать цветы.
Руки на поясе. Приседаем - вдох, выпрямляемся - выдох. Можно выпрямляясь произносить - «с-с-с»
  «ПАРОВОЗИК»
Едет, едет паровоз
Деток в садик он привѐз.
Дети двигаются по кругу. Руки согнуты в локтях и прижаты к телу, пальцы сжаты в кулачки. Делая соответствующие движениядети приговаривают «чух-чух-чух».
Упражнение выполняется 20-30 сек.
   «ДЫХАНИЕ»
Тихо - тихо мы подышим,
Сердце мы своѐ услышим.
 И. п. - стоя, руки опущены.
1 - медленный вдох через нос, когда грудная клетка начнѐт
расширяться - прекратить вдох и сделать паузу (2-3 сек).
2 - плавный выдох через нос.
Кроме дыхательных упражнений с движениями, так же с детьми можно и нужно проводить статичные дыхательные упражнения в положении сидя на стуле. С некоторыми из них я вас сейчас познакомлю и расскажу об особенностях их выполнения.
     «КОРАБЛИК»
  Ребѐнку предлагается широкая ѐмкость с водой, а в ней - бумажные кораблики, которыми могут быть простые кусочки бумаги, пенопласта. Ребенок, медленно вдыхая, направляет воздушную струю на «кораблик», подгоняя его к другому «берегу».
       «СНЕГОПАД»
   Сделайте снежинки из ваты (рыхлые комочки). Предложите ребѐнка устроить снегопад. Положите «снежинку» на ладошку ребѐнку. Пусть он правильно еѐ сдует.
      «ЖИВЫЕ ПРЕДМЕТЫ»
   Возьмите любой карандаш, фломастер, катушку из-под ниток. Положите выбранный вами предмет на ровную поверхность стола. Предложите ребѐнку плавно подуть на карандаш или катушку. Предмет покатится по направлению воздушной струи.
      «ПУЗЫРЬКИ»
   Эта игра, которую почти все родители считают баловством и не разрешают детям в неѐ играть. На самом деле, она является дыхательным упражнением и очень проста в использовании. Нужна лишь трубочка-соломинка и стакан воды. Обращаем внимание ребѐнка на то, чтобы выдох был длительным, то есть пузырьки должны быть долго.
      «ДУДОЧКА»
   Используем всевозможные свистки, дудочки, детские музыкальные инструменты, колпачки от шариковых ручек, пустые пузырьки. Дуем в них.
      «ФОКУС»
   Это упражнение с кусочками ваты, которое помогает подготовить ребѐнка к произнесению звука Р. Вата кладѐтся на кончик носа, ребѐнку предлагается вытянуть язык, загнуть его, кончик вытянуть вверх и подуть. Ватка в идеале должна взлететь вверх.
     «БАБОЧКА»
   Вырежьте из бумаги несколько бабочек. К каждой привяжите нитку на уровне лица ребѐнка. Затем предложите подуть на бабочку, чтобы она «взлетела»
     «СВЕЧА»
   Ребѐнку предлагается подуть на огонѐк горящей свечи так, чтобы не задуть еѐ, а лишь немного отклонить пламя. Дуть нужно долго, потихоньку, аккуратно.
      «ФУТБОЛ»
   И кусочка ваты или салфетки скатайте шарик - это будет мяч. Ворота можно сделать из двух кубиков или брусков. Ребѐнок дует на «мяч», пытаясь забить «гол».
       «ГРЕЕМ РУКИ»
   Предложите ребѐнку контролировать выдох ладошками тыльной стороной дуем на ладошки. Это же упражнение используется при постановке свистящих и шипящих звуков. Если «ветерок» холодный и воздушная струя узкая, значит звук С произносится правильно. При произнесении звука Ш «ветерок» тѐплый, «летний», воздушная струя широкая, ладошки греются. )
       «Дровосек»
    Ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища. Поднять сцепленные руки вверх - вдох, опустить вниз - медленный выдох с произнесением слова ух-х-х-х.
       «КТО СПРЯТАЛСЯ?»
   На предметную картинку, размером с четверть альбомного листа наклеиваем с одного края гофрированную бумагу, изрезанную бахромой. Получается, что картинка спрятана под тоненькими полосками бумаги. Ребѐнок подует на бахрому, так, чтобы она поднялась и увидит картинку.
       «Надуй шарик»
   ИП: ребёнок сидит или стоит. «Надувая шарик» широко разводит руки в стороны и глубоко вдыхает, затем медленно сводит руки, соединяя ладони перед грудью и выдувает воздух – ффф. «Шарик лопнул» — хлопнуть в ладоши, «из шарика выходит воздух» — ребенок произносит: «шшш», вытягивая губы хоботком, опуская руки и оседая, как шарик, из которого выпустили воздух.
       «Ножницы»
   И.п. — то же. Прямые руки вытянуты вперед или в стороны на уровне плеч, ладони смотрят вниз. С вдохом левая рука поднимается вверх, правая опускается вниз. С выдохом – левая рука вниз, правая вверх. После освоения ребенком этого упражнения можно его изменить: двигаются не руки от плеча, а только кисти рук.
      «Водолазы».
   Исходное положение - стоя, выдох, резкий вдох с быстрым приседанием на корточки, нос зажать, насколько возможно, задержать дыхание.
      «Ворона»
   ИП: ребёнок стоит прямо, слегка расставив ноги и опустив руки. Вдох - разводит руки широко в стороны, как крылья, медленно опускает руки и произносит на выдохе: «каррр», максимально растягивая звук [р].
       «Хомячок»
   Предложите малышу изобразить хомячка – надо надуть щеки и пройти так несколько шагов. После чего, повернуться и хлопнуть себя по щечкам, таки образом выпустив воздух. А потом пройти еще несколько шагов, дыша носом, как бы вынюхивая новую еду для нового наполнения щечек.
      «Дракон»
  Предлагаем ребенку представить себя драконом, который дышит поочередно через каждую ноздрю. Одну ноздрю ребенок зажимает пальцем, другой глубоко вдыхает и выдыхает воздух.

 

Правила безопасного поведения в холодное время года  

Зима – время каникул и череды праздничных мероприятий. Зимний период таит в себе немало опасностей, приводящих к детскому травматизму, который возникает вследствие непродуманного поведения во время праздничных мероприятий, несоблюдения норм безопасности при активном отдыхе.

Важную роль в предотвращении последствий детского травматизма выполняют его профилактика, профессиональное разъяснение правил и отработка норм безопасного поведения.

В холодное время года частой проблемой является обморожение – поражение кожи и мягких тканей организма, вызванное длительным воздействием холода. Если не уйти с улицы, когда появились первые признаки замерзания, кожа побледнеет, а потом потеряет свою чувствительность. Это и есть обморожение. Если и в дальнейшем не принять никаких мер, может наступить охлаждение всего организма, затем остановка дыхания и кровообращения.

Чтобы этого избежать, необходимо соблюдать основные правила:

  • собираясь на улицу, надевать теплую одежду и обязательно головной убор;
  • нельзя растирать замерзшее лицо снегом, это лучше сделать рукавичкой;
  • при замерзании ног нужно попрыгать или побегать;
  • в сильный мороз не следует прикасаться голыми руками к открытым металлическим предметам.

 

Обморожение имеет четыре степени. При первой пораженная часть тела становится холодной, белой, потом начинает краснеть и опухать. Вторая степень обморожения характеризуется появлением пузырей. При третей наблюдаются изменение цвета тканей, почернение, а при четвертой происходит полное обледенение.

Первая помощь пострадавшему заключается в общем согревании. Лучше всего обмороженную часть тела погрузить в воду комнатной температуры и за полчаса довести температуру воды от 20 до 40 градусов. После этого обмороженный участок необходимо просушить и прикрыть чистой повязкой. При возможности следует пить теплые чай, молоко. Пострадавшего надо как можно скорее показать врачу.

Запомните: обмороженные места нельзя растирать снегом, массировать, смазывать жиром и маслом, помещать под горячую воду.

Переохлаждение, в отличие от обморожения, – это воздействие на весь организм, а не на ткань. У пострадавшего понижается температура тела, в результате чего нарушаются все жизненно важные функции организма. Помощь оказывается такая же, как и при обморожении.

В период праздников высока доля пострадавших от пиротехнических изделий. Используя их, многие не подозревают, какой опасности они могут подвергнуть свою жизнь. Ежегодно по причине неосторожного обращения с пиротехническими изделиями происходят пожары, получают травмы глаз и рук, многочисленные ожоги различной тяжести как взрослые, так и дети.

Чтобы избежать этого, нужно соблюдать ряд правил:

  • при покупке пиротехнических изделий обращать внимание на их срок годности;
  • строго следовать инструкции по применению, в которой указаны в том числе возрастные критерии лиц, допускающихся к использованию того или иного изделия; инструкция должна быть написана на русском или белорусском языке;
  • продавец обязан предъявить сертификат соответствия пиротехнического изделия;
  • приобретать пиротехнические изделия только в заводской упаковке;
  • при малом размере изделий или их поштучной реализации требования по безопасному применению должны прилагаться к каждому изделию на отдельном листе;
  • хранить пиротехнические изделия вдали от нагревательных приборов и в недоступном для детей месте;
  • не переносить пиротехнические изделия в карманах, под одеждой, хранить без упаковки, бросать;
  • не использовать пиротехнические изделия, имеющие явные дефекты: измятые, подмоченные, с трещинами и другими повреждениями корпуса или фитиля, а так же разбирать, переделывать готовые пиротехнические изделия;
  • не наклоняться над пиротехническими изделиями во время их использования, повторно запускать в случае отказа либо сгорания фитиля.

 

Если с вами или с вашими близкими все же произошел несчастный случай, необходимо немедленно сообщить в службу спасения по телефону «101».

свернуть