РУС БЕЛ ENG

Выпускнику

Служба в Вооруженных Силах Республики Беларусь – это стабильность, широкие возможности для самореализации, достойный уровень жизни и высокий социальный статус.

Служба в Вооруженных Силах Республики Беларусь – это                                 стабильность, широкие возможности для самореализации, достойный                  уровень жизни и высокий социальный статус.

Военная служба – достойный выбор патриота Республики Беларусь!

Как стать курсантом учреждения образования «Военная академия Республики Беларусь», других военных учебных заведений Республики Беларусь, а также иностранных государств – в интересах Вооруженных Сил Республики Беларусь?

Все просто! В военном комиссариате Витебской области создана группа организации отбора на военную службу, которая призвана оказывать помощь молодым людям в поступлении в военные учебные заведения. 

Вновь созданное подразделение координирует взаимодействие военных комиссариатов с управлением военного образования Вооруженных Сил, органами военного управления, воинскими частями, учреждениями образования по вопросам военно-профессиональной ориентации.

Здесь Вы узнаете, какие требования предъявляются к гражданам, поступающим в военные учебные заведения, какие документы необходимо представить, что включает в себя отбор кандидатов, где проводится медицинское освидетельствование и какие документы необходимо представить для его прохождения, какие требования по уровню физической подготовленности предъявляются к кандидатам и многое другое.

Наши специалисты окажут Вам содействие в посещении военных учебных заведений и воинских частей в «Дни открытых дверей», которые помогут сделать правильный выбор и осуществить Вашу мечту о службе Отечеству, ведь нет более почетной профессии, чем – Родину защищать!

Если служба в Вооруженных Силах – твое призвание, мы ждем тебя по адресу: г. Витебск, ул. Ленинградская, д. 18, военный комиссариат Витебской области, контактные телефоны: (212) 60 73 65, (029) 302 07 22. 

свернуть

с 18 по 21 апреля 2023 года Международный форум по информационно-каммуникативных технологиях "ТИБО -2023"

В Минске с 18 по 21 апреля 2023 года будет проходить XXIX Международный форум по информационно-коммуникационным технологиям «ТИБО-2023» (далее –ТИБО-2023).

С инновационными технологиями и программами обучения знакомит специальный раздел ТИБО-2023 «Образовательная аллея», в рамках которого              20 апреля пройдет «День молодежи» («День абитуриента»).  Обучающиеся старших классов учреждений общего среднего образования, выпускники учреждений среднего специального образования и учреждений образования, реализующих образовательные программы профессионально-технического образования, а также законные представители несовершеннолетних обучающихся, педагогические работники смогут познакомиться с перспективными специальностями и профессиями в сфере IT, узнать информацию об особенностях обучения, условиях поступления и карьерных возможностях.

В этом году в разделе «Образовательная аллея» будут представлены стенды ведущих учреждений образования страны:

  1. Белорусский национальный технический университет;
  2. Белорусский государственный университет;
  3. УО «Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники»;
  4. УО «Минский государственный лингвистический университет»;
  5. УО «Белорусский государственный экономический университет»;
  6. УО «Белорусский государственный технологический университет»;
  7. УО «Барановичский государственный университет»;
  8. УО «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы»;
  9. Межгосударственное образовательное учреждение высшего образования «Белорусско-Российский университет»;
  10. УО «Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины»;
  11. УО «Гомельский государственный технический университет имени П.О. Сухого»;
  12. УО «Брестский государственный университет имени А.С. Пушкина»;
  13. Учреждение образования Федерации профсоюзов Беларуси «Международный университет «МИТСО».

Посетить выставку ТИБО-2023 и раздел «Образовательная аллея» можно бесплатно. Для этого необходимо пройти регистрацию на сайте форума ТИБО (tibo.by) в разделе «Посетителям»/ «Регистрация посетителей» и получить на почту именной электронный билет (http://iframe.tibo.by/event/e399acde04f2bfe9a7db8f1d0ddb71e8).

Также в «День абитуриента» 20.04.2023 выставку можно посетить организованной группой без предварительной регистрации (сопровождающий от учреждения образования со списком обучающихся).

свернуть

08.04.2023 в 11:00 День открытых дверей в учреждении образования "Полесский государственный университет"

Полесский государственный университет приглашает учащихся выпускных
классов и их родителей 08 апреля 2023 в 11:00 на День открытых дверей университета
по адресу: г. Пинск, ул. Пушкина, 4.
Мероприятие предусматривает встречу с деканами факультетов, ответственным
секретарём приёмной кампании, знакомство с инфраструктурой Полесского
государственного университета, посещение научно-исследовательских лабораторий,
спортивного комплекса.
Это мероприятие стоит посетить, потому что Вы сможете:
 Задать абсолютно любой вопрос напрямую деканам факультетов и сразу получить на
него ответ.
 Узнать о специальностях, получить консультацию по вопросам поступления от приёмной
комиссии.
 Своими глазами увидеть уникальный спортивный комплекс университета, в каких
аудиториях и корпусах учатся студенты ПолесГУ.
 Увидеть, в каких лабораториях и на каком оборудовании проводятся лабораторные
занятия.
 Оценить превосходные условия для проживания студентов в современных
комфортабельных общежитиях.
Для участия в Дне открытых дверей необходимо пройти регистрацию на сайте
университета (https://goo.su/gzU5).

свернуть

25 марта 2023 года в учреждении образования "Белорусский государственный технологический университет" пройдет День открытых дверей

День открытых дверей в УО"Полоцкийгосударственный лесной колледж"

День открытых дверей в УО"Витебская ордена "Знак Почета"государственная академия ветеринарной медицины"

С целью выполнения контрольных цифр приема  целевой подготовки и комплектования учреждений среднего специального образования обособленное структурное подразделение «Аграрный колледж УО «Витебская ордена «Знак Почета» государственная академия ветеринарной медицины»  проводит организационно-массовое мероприятие «День открытых дверей», которое состоится 8 апреля 2023 г. в 10.00 часов по адресу: Витебская область, Витебский район, д. Лужесно, ул. Спортивная , 3А (главный корпус).

Участники мероприятия смогут узнать об особенностях приема в 2023 году, специальностях и рабочих  профессиях, получат возможность познакомиться с профессиональным и творческим потенциалом учащихся и преподавателей.

Просим Вас оказать содействие и обеспечить явку выпускников школ Вашего района на организационно-массовое мероприятие «День открытых дверей». Об участии просьба сообщить не позднее 1 апреля 2023 г., по возможности выслать списки учащихся, которые планируют посетить колледж по тел. 8 (0212) 293 348,  МТС 8 (029) 712 89 91 или Е-mail: agr-vgavm@agrokoledj.vitebsk.by.

свернуть

Онлайн-встреча с УО" Белорусская государственная сельскохозяйственная академия"

Учреждение образования «Белорусская государственная сельскохозяйственная академия» организует проведение онлайн встреч с выпускниками школ, которые предполагают знакомство с факультетами и специальностями ведущего аграрного вуза Республики Беларусь, правилами приема в 2023 году, особенностями поступления на условиях целевой подготовки, условиями обучения и быта студентов.

Просим желающих связаться с начальником отдела профориентационной работы

Кудрявцом Николаем Ивановичем по телефону +375 29 749 59 03.

Проведение мероприятие планируется на платформе Zoom, в удобное для Вас время, продолжительностью 40 минут.

свернуть

День открытых дверей на военно-транспортом факультете учреждения образования "Белорусский государственный университет транспорта"

Информация для учащихся 11-х классов и их законных представителе. 11.02.2023 в 11.00 День открытых дверей на военно-транспортом факультете учреждения образования "Белорусский государственный университет транспорта" (г.Гомель, ул. Кирова, д. 34, ауд. 180)
развернуть

11 февраля 2023 года учреждение образования «Белорусский государственный университет транспорта», на военно-транспортном факультете, проводит День открытых дверей. Начало мероприятий в 11.00 по адресу: г. Гомель, ул. Кирова, 34, аудитория 180. Контактный телефон: 8 (029) 111-70-56 подполковник Виниченко Евгений Викторович – заместитель начальника факультета по идеологической работе.

Желающим, посетить данное мероприятие, необходимо проинформировать вышеуказанного представителя.

В ходе проводимых мероприятий участники смогут встретиться с командованием факультета, профессорско-преподавательским составом, а также познакомиться с учебно-материальной базой и порядком поступления на военно-транспортный факультет в 2023 году.

За справками, а также о намерении посетить данное мероприятие, обращаться в военный комиссариат г. Пинска и Пинского района (отдел призыва – каб. 12), тел. 32 26 21.

свернуть

Правила приема лиц для получения общего высшего и специального высшего образования, утвержденных Указом Президента Республики Беларусь от 27.01.2022 №22

04.02.2023 в УО "Белорусский государственный университет пищевых и химических технологий" мероприятия "Ярмарка целевой подготовки"

Информация об условиях поступления в 2023 году в учреждение образования "Минское суворовское военное училище"

Информация об условиях приема учащихся на 2023-2024 учебный год в УО"Оршанский государственный аграрный колледж"

"Белорусская государственная орденов Октябрьской Революции и Трудового Красного Знамени сельскохозяйственная академия"

Белорусская государственная сельскохозяйственная академия

Как выбрать себе профессию?

Выбор профессии — сложный и ответственный шаг в твоей жизни. Не предоставляй выбор своей будущей профессии случаю. Пользуйся информацией профессионалов. Профессию надо выбирать обдуманно, с учетом своих способностей, внутренних убеждений (только равнодушные идут куда придется), реальных возможностей, взвесив все «за» и «против».

С ЭТОЙ ЦЕЛЬЮ:

Изучи глубже самого себя:

·  разберись в своих интересах (что тебе интересно на уровне хобби, а что может стать профессией), склонностях, особенностях своего характера и физических возможностях.

·  Подумай, какие у тебя сильные и слабые стороны, главные и второстепенные качества.

·  Ознакомься с профессиями, которые соответствуют твоим интересам и способностям. Прочти побольше книг, статей, журналов.

Наметь предварительно избираемую профессию или группу родственных профессий.

·  Побеседуй с представителями избираемых профессий, постарайся побывать на рабочем месте этих специалистов, ознакомься с характером и условиями труда. Продумай, как, где и когда можно попробовать свои силы в этом деле практически и — действуй!

·  Ознакомься с учебными заведениями, в которых можно получить избранную профессию.

·  Сопоставь свои личные качества и возможности с характером той профессии, которую ты выбрал.

·  Приняв решение, не отступай перед трудностями. Будь настойчив в достижении намеченных целей.


 

ЛИЧНЫЙ  ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ  ПЛАН  УЧАЩЕГОСЯ

1. Главная цель (что я буду делать, каким буду, чего достигну, идеал жизни и деятельности).

2. Цепочка ближайших и более отдаленных конкретных целей (чему и где учиться, перспективы повышения мастерства).

3. Пути и средства достижения ближайших целей (беседы с людьми, проба сил, самообразование, поступление в учебное заведение, подготовительные курсы).

4. Внешние условия достижения целей (трудности, возможные препятствия, возможное противодействие тех или иных людей).

5. Внутренние условия (свои возможности: состояние здоровья, способности к теоретическому или практическому обучению, настойчивость, терпение, личные качества, необходимые для работы по данной специальности).

6. Запасные варианты целей и путей их достижения на случай возникновения непреодолимых препятствий для реализации основного варианта.


 

ХАРАКТЕРИСТИКА  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ПЛАНА:

·  определенность, ясность плана (если человек указывает на единственную профессию и соответствующий тип учебного заведения);

·  полнота плана (когда учтены все необходимые факторы выбора профессии: направленность интересов, склонностей, способностей, состояние здоровья, уровень образования и т. д.);

·  устойчивость плана (во времени, как уверенность в правильности выбора и помехоустойчивость в стремлении к его осуществлению);

·  реалистичность плана (как опора на реальные социальные и психологические возможности реализации выбора);

·  логическая обоснованность и внутренняя согласованность (как соотнесение склонностей и способностей человека с требованиями профессии);

·  моральная оправданность плана (если мотивы профессии относятся к содержанию деятельности);

·  согласованность плана с потребностями рынка труда.


 

ЭТАПЫ  ФОРМИРОВАНИЯ  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ПЛАНА

Составляя личный профессиональный план, необходимо:

·  определить, какой вид деятельности вам интересен; проанализировать в какой степени выражены склонности к работе в сферах «человек-природа», «человек-техника», «человек-человек», «человек-знаковая система», «человек-художественный образ»; составить формулу интересующей профессии;

·  выяснить, работники каких профессий требуются на рынке труда, в городе, районе, где вы живете;

·  сопоставить полученные данные и сделать вывод, в какой области профессиональной деятельности вы могли бы работать;

·  ознакомиться с интересующими профессиями, беседуя с их представителями, пользуясь профессиограммами, специальной литературой; посоветоваться с родителями; проконсультироваться с врачом;

·  соотнести свои индивидуальные особенности с требованиями избранной профессии;

·  узнать содержание интересующей профессии, условия работы, перспективы профессионального роста;

·  ознакомиться с возможными путями освоения профессии; побывать в учебных заведениях на «Днях открытых дверей». 


 

ПРИНЦИПЫ, КОТОРЫМИ ДОЛЖЕН РУКОВОДСТВОВАТЬСЯ ЧЕЛОВЕК,

ВЫБИРАЮЩИЙ ПРОФЕССИЮ

ПРИНЦИП СОЗНАТЕЛЬНОСТИ. Правильно выбрать профессию может человек, четко осознавший:

· что он хочет (осознающий свои цели, жизненные планы, идеалы, стремления, ценностные ориентации);

· что он есть (знающий свои личностные и физические особенности);

· что он может (знающий свои склонности, способности, дарования);

· что от него потребует работа и трудовой коллектив.

ПРИНЦИП СООТВЕТСТВИЯ. Выбираемая профессия должна отвечать (соответствовать) интересам, склонностям, способностям, состоянию здоровья человека и одновременно потребностям общества в кадрах.

ПРИНЦИП АКТИВНОСТИ. Профессию надо активно искать самому. В этом большую роль призваны сыграть: практическая проба сил в кружках, секциях, на факультативах; чтение литературы, экскурсии, встречи со специалистами, посещение учебных заведений в «Дни открытых дверей», самостоятельное обращение к психологу или профконсультанту.

ПРИНЦИП РАЗВИТИЯ. Отражает идею необходимости развивать в себе такие качества, которые нужны для любой профессии. Это — психические процессы (мышление, память, внимание) и следующие черты характера: трудолюбие, добросовестность, прилежность, организованность, исполнительность, самостоятельность, инициативность, умение переносить неудачи, выдержка, настойчивость.


 

ОШИБКИ И ЗАТРУДНЕНИЯ ПРИ ВЫБОРЕ ПРОФЕССИИ

1. НЕЗНАНИЕ ПРАВИЛ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ:

·  выбор профессии за компанию;

·  перенос отношения к человеку на саму профессию;

·  отождествление учебного предмета с профессией;

·  ориентация сразу на профессии высокой квалификации;

·  неумение определить путь получения профессии.

2. НЕЗНАНИЕ САМОГО СЕБЯ:

·  незнание или недооценка своих физических особенностей;

·  незнание или недооценка своих психологических особенностей;

·  неумение соотнести свои способности с требованиями профессии.

3. НЕЗНАНИЕ МИРА ПРОФЕССИЙ:

·  увлечение только внешней стороной профессии;

·  предубеждение в отношении престижности профессии;

·  незнание требований профессии к человеку;

·  устаревшие представления о характере и условиях труда конкретной профессии.


 

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРИГОДНОСТЬ

Различают следующие степени профессиональной пригодности:

1. Непригодность. Она может быть временной или практически непреодолимой. О ней говорят в тех случаях, когда имеются отклонения в состоянии здоровья, несовместимые с работой. При этом дело обстоит не обязательно так, что человек не может работать, а так, что работа в данной профессии может ухудшить состояние человека. Противопоказания бывают не только медицинские, но и психологические: те или иные стойкие личные качества будут помехой для овладения определенной профессией.
2. Годность. Характеризуется тем, что нет противопоказаний, но нет и очевидных показаний. Иначе говоря, ни за, ни против. «Можешь выбирать эту профессию. Не исключено, что станешь хорошим работником». Примерно такими словами можно охарактеризовать данную степень профессиональной пригодности.
3. Соответствие. Нет противопоказаний и есть некоторые личные качества, соответствующие требованиям профессии. Например, есть выраженный интерес к определенным объектам труда (технике, природе, людям, искусству) или успешный опыт в данной области. При этом не исключено соответствие другим профессиям. «Можешь выбрать эту профессию. И весьма вероятно, что ты будешь хорошим работником».
4. Призвание. Это высший уровень профессиональной пригодности. Он характеризуется тем, что во всех элементах ее структуры есть явные признаки соответствия человека требованиям избираемого вида труда. Речь идет о признаках, которыми человек выделяется среди своих сверстников, находящихся в равных условиях обучения и развития. «В этой и именно в этой области труда ты будешь наиболее нужен людям». Чтобы открыть в себе призвание, важно смело «примеривать» себя к самым разным профессиям, необходимо практически пробовать свои силы в разных видах труда.


 

ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ ПРИ ВЫБОРЕ УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ

Возможно, выбранную вами профессию можно получить в нескольких учебных заведениях. В таком случае возникает проблема выбора учебного заведения. Правильный выбор можно сделать, узнав все об этих учебных заведениях.

Собирая информацию об учебном заведении, следует получить ответы на следующие вопросы:

·  Какой уровень образования позволяет получить учебное заведение (профессионально-техническое, среднее специальное, высшее)?

·  По каким специальностям и специализациям осуществляется профессиональная подготовка?

·  Какая квалификация присваивается по окончании учебного заведения?

·  Каковы предоставляемые формы обучения (дневная, вечерняя, заочная)? Платное или бесплатное обучение? Размер оплаты?

·  Какие требования предъявляются к поступающим (возраст, состояние здоровья, пол, уровень образования)?

·  Каков порядок приема в учебное заведение (сроки подачи документов, сроки сдачи экзаменов, льготы поступающим)?

·  Какова продолжительность обучения?

·  Оказывает ли учебное заведение помощь в трудоустройстве выпускников?

·  Есть ли подготовительные курсы. Когда они начинают работать и какая оплата?

·  Когда проводятся «Дни открытых дверей» в учебном заведении?

·  Адрес учебного заведения и его полное название?


УСЛОВИЕ ОПТИМАЛЬНОГО ВЫБОРА ПРОФЕССИИ


- зона оптимального выбора

 

ХОЧУ — стремления личности (желания, интересы, склонности, идеалы).

МОГУ — возможности личности (состояние здоровья, способности, уровень знаний, характер, темперамент).

НАДО — потребности общества в кадрах, и осознания необходимости затратить определенные усилия для достижения жизненно важных целей.

 

Планируя свою профессиональную карьеру, полезно ответить на следующие вопросы:

·  От каких своих умений и способностей вы получаете наибольшее удовлетворение?

·  Каковы ваши основные интересы и любимое времяпрепровождение?

·  Какие учебные предметы у вас любимые?

·  Чем бы вы хотели заниматься каждый день по 8 часов из года в год?

·  О какой работе вы мечтаете?

·  Каким вы представляете свое занятие через 10 лет?

·  Какая работа была бы для вас идеальной? Опишите ее как можно подробнее. Представьте себя на этой работе, с кем вы работаете, как проводите время?

·  Каковы ваши критерии выбора профессии? (обязательные и желательные)

·  Какие ваши сильные стороны и навыки более всего позволяют вам считать себя подходящим для работы, которая вам кажется идеальной?

·  Какие пробелы в своих знаниях и умениях вам необходимо ликвидировать, чтобы получить идеальную для вас работу?

·  Если работа, идеальная для вас недостижима в настоящее время, то какую работу вы могли бы выполнять, чтобы продвигаться в избранном направлении?

·  С кем можно посоветоваться, чтобы получить полезную для планирования карьеры информацию?

·  И, наконец, запишите ваши ближайшие и долгосрочные цели в области карьеры и действуйте.

свернуть

Выбор профессии

Общие вопросы

1. Мотивация выбора профессии. Здесь могут быть заданы вопросы не только о том, почему выбрана данная профессия, но и о наиболее привлекательных, по мнению абитуриента, аспектах профессиональной деятельности, о престиже данной профессии, о ее социальной значимости и т. д.

2. Планы абитуриента на будущее (имеется в виду профессиональная деятельность).

3. Участие абитуриента в общественной работе, деловые качества.

4. Круг интересов, эрудиция абитуриента (в том числе в выбранной сфере профессиональной деятельности), интерес к новому.

5. Основные достижения в учебе и других сферах деятельности на сегодняшний день (участие в олимпиадах, конкурсах и т. п.).

6. Коммуникативная компетентность (например: как Вы полагаете, возможно ли в спорном вопросе найти такое решение, которое удовлетворило бы всех?).

7. Эмоционально-поведенческая сфера (например: как Вы относитесь к мнению, что ни одно оскорбление не должно оставаться безнаказанным?).

 

 

СПЕЦИАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

 

Для специальностеЙ «Журналистика», «МЕЖДУНАРОДНАЯ ЖУРНАЛИСТИКА»

1. Вопросы, которые касаются особенностей СМИ (например, что могут абитуриенты рассказать о периодической печати, какие знают молодежные издания и телепрограммы, как понимают тезис, что журналистика — это вид творческой деятельности и пр.)

2. Вопросы, которые могут определить уровень общего развития (например: что интересного Вы можете рассказать иностранцу о культуре и традициях народа Беларуси, какие исторические события в белорусской истории Вы считаете самыми важными, когда празднуется День независимости нашей страны, с какими государствами установлены наиболее прочные взаимовыгодные отношения и др.)

 

Для специальностей «международные отношения»,

«международное право»

1. Вопросы, определяющие знание государственного устройства Республики Беларусь, органов государственной власти, наиболее важных событий в жизни белорусского общества, понимание терминов «право», «обязанности», «правовая ответственность», «толерантность», «суверенитет» и пр. (например: какие государственные органы проводят внешнюю политику Республики Беларусь?)

2. Вопросы, касающиеся современных международных событий (например, какие международные организации Вы знаете, где недавно прошли (либо пройдут) президентские выборы и пр.)

 

Для специальности «Таможенное дело»

Вопросы, определяющие знание государственного устройства Республики Беларусь, органов государственной власти, особенностей профессии «таможенник» (например: каково главное предназначение таможни в нашем государстве, что Вы вкладываете в понятия «таможенный орган» и «правоохранительный орган», в чем состоит различие между таможенной службой и службой в вооруженных силах, как Вы различаете понятия «профессиональная этика» и «служебная дисциплина»?).

 

Для специальностей «Правоведение», «экономическое право»

Вопросы, определяющие знание государственного устройства Республики Беларусь, органов государственной власти, наиболее важных событий в жизни белорусского общества, понимание терминов «право», «обязанности», «правовая ответственность», «толерантность», «суверенитет» (например: К каким последствиям могут приводить ошибки юриста? Что Вы можете сказать об основных этапах становления белорусской государственности? Когда была провозглашена Республика Беларусь как независимое государство? Когда была принята Конституция Республики Беларусь? Назовите ветви государственной власти Республики Беларусь. Каких известных белорусских специалистов в области права Вы знаете? Назовите выдающихся общественно-политических деятелей белорусской земли и современной Республики Беларусь. Что такое права человека? На какие группы их можно разделить? Какую функцию выполняют выборы в государстве?).


Ошибки выбора профессии.

Выбор профессии не всегда происходит гладко. Здесь возможны промахи и ошибки. Мысли о будущей профессии обычно приходят рано: то хочется быть военным или космонавтом, то учителем или артистом. Однако для этого необходимы определенные способности. Иногда, сформировав еще в детстве романтический образ профессии, возможно очень отдаленный от реальности, подросток сосредоточивается не на углубленном знакомстве с ней по литературе, произведениям искусства, практических попытках приобщиться к ней, а на пустых декларациях по этому поводу. Интерес как бы только провозглашается, но не пробуждает усилия в практическом направлении к ее реализации. К сожалению, подобная ситуация нередко создает только иллюзию выбора профессии.

Подростки, как и их родители, часто даже не подозревают о факторах, определяющих впоследствии степень профессиональной, а подчас и социальной адаптации молодого человека. Для правильного выбора профессии подросток и его родители должны располагать информацией, как можно более полно отражающей определенные факторы. По мнению академика Е.А. Климова, можно выделить следующие компоненты, играющие важную роль при выборе профессии: информированность подростка; склонности; способности; определенные отношения с родителями, связанные с профессиональным будущим; определенные отношения с людьми, представляющими интересы общества в отношении профессионализации молодежи; уровень притязаний; личный профессиональный план.

Необоснованность намерений учащихся может быть вызвана разными причинами. Чаще всего — это слабая информированность о профессиях, рынке труда и рассогласованность факторов профессионального выбора. Необоснованные профессиональные намерения могут сформироваться в результате отрицательного влияния ценностных ориентаций семьи, соображений престижа при выборе профессии, завышенного уровня притязаний.

При выборе профессии наиболее часто встречаются следующие ошибки:

· Выбор профессии «за компанию» Часто выбор профессии «за компанию» связан с тем, что молодой человек недостаточно уверен в себе, не готов взять на себя ответственность за свой шаг. Неопределенность жизненной перспективы вызывает тревогу, а принимать какое-либо решение все равно приходится. И в такой ситуации хочется быть рядом с тем, кто в себе уверен, кто уже все решил и убежден в правильности намеченного. А дальше все зависит от удачи: если повезло и избранная ради компании профессия отвечает интересам и способностям человека, то все складывается хорошо, а если нет — уже через год-полтора учебы в вузе, техникуме или колледже возникает разочарование, недовольство, желание «начать все с белого листа».

· Увлечение только внешней или какой-то одной стороной профессии. Во многих видах деятельности на виду оказывается лишь «вершина айсберга», но не столь заметна гигантская подготовительная работа, которую приходится проделывать, чтобы на эту вершину попасть. Например, для спортсмена успешное выступление на соревновании — момент триумфа. Он становится известным, ему аплодируют. Однако зрители куда реже видят всю ту гигантскую «черновую» тренировочную работу, которую нужно было проделать, чтобы попасть на эту вершину.

· Перенос отношения человека на саму профессию. Бывает, что профессия начинает нравиться потому, что ею обладает человек, который тебе симпатичен. Скажем, юноша решает пойти учиться на геолога, потому что среди знакомых его семьи есть один геолог — колоритный бородатый дядечка, увлекающийся путешествиями, объездивший полмира и очень красочно рассказывающий обо всем увиденном. И уже поступив в вуз, молодой человек мало-помалу обнаруживает для себя, что труд геолога не сводится к путешествиям и предполагает достаточно много «кабинетной» работы. Интерес к незнакомому с его рассказами был ошибочно принят за интерес к профессии.

· Отождествление учебного предмета с профессией. Даже если тебе очень нравится какой-то школьный предмет, из этого еще не следует, что понравится и связанная с ним работа. Одно дело — эмоционально обсуждать на уроках поступки литературных героев, и совсем другое — зарабатывать на жизнь тем, что читать каждый день сотню страниц текста готовящихся к печати книг, исправлять в них все орфографические ошибки и редактировать неудачные фразы.

А еще часто бывает так, что стирается граница между интересом к учебному предмету и к человеку, который этот предмет преподает. Понравился какой-то учитель в школе — нравится и предмет. Если такой интерес принимается за склонность к профессии — велик риск ошибки.

· Выбор исключительно по признаку престижности. Например, некоторые молодые люди выбирают, основываясь на этом признаке, экономическое образование. И не учитывают того, что деятельность в такой области, как правило, требует весьма специфических качеств характера – например, предельной пунктуальности и устойчивости к однообразной, монотонной деятельности. Работать бухгалтером в банке не значит ворочать миллионами. Вряд ли получится хороший работник из того, кто пошел изучать экономику не потому, что чувствует в себе интерес и способности именно к такой деятельности, а потому, что это «круто». Бывает и наоборот: человек чувствует в себе призвание к какой-нибудь деятельности и хочет ей заниматься, но отказывается от своего намерения, потому что это, как считает его окружение, непрестижно.

На профессии, как и на большинство других жизненных явлений, существует мода. Но не всегда именно то, что модно, оказывается наилучшим или подходящим для тебя лично.

· Выбор вопреки, назло чему- или кому-либо. «Говорят родители и друзья, что мне медведь на ухо наступил – ну ничего, вот увидят меня на эстраде, посмотрим, что тогда скажут!». Случаев, когда выбор рода занятий вопреки каким-либо барьерам и ограничениям приводит к жизненному успеху, совсем немного. Если у кого-то выражены неустранимые дефекты речи, то его попытка «бросить вызов» обстоятельствам, став телеведущим, вряд ли приведет к чему-либо, кроме того, что он сделается всеобщим посмешищем. Хотя в других областях деятельности, не предъявляющих столь жесткие требования к устной речи, этот человек вполне мог бы добиться успехов.

· Недостаточный учет своих способностей. При огромном желании, потратив много времени и сил, можно стать специалистом даже в том, к чему у тебя способностей нет совершенно. Вот только весьма посредственным. А будь эти усилия приложены к тому, что соответствует способностям, достигнутые результаты оказались бы куда лучше. Говоря языком физики, чем больше твои способности к какому-либо виду деятельности, тем выше у тебя будет коэффициент полезного действия при обучении и работе по соответствующей специальности.

· Ориентация на мнение случайных людей, имеющих весьма смутные представления о той профессии, к выбору которой они тебя подталкивают. Порой окружающие очень любят раздавать советы, кому и кем быть, даже если их собственные представления о мире профессий ограничиваются лишь бытовыми, стереотипными суждениями. В принципе, дать обоснованный совет, подходит ли человеку какая-либо профессия, может лишь тот, кто очень хорошо знает и ее саму, и человека.

Исторически проблема выбора профессии имеет два решения, которые французский психолог А. Леон назвал диагностическим и воспитательным. Первый — диагностический — сводит выбор человеком профессии к определению его профессиональной пригодности. Психолог-консультант при помощи специальных методов определяет способности человека и путем сопоставления их с требованиями к профессии делает заключение о его пригодности или непригодности к данной профессии. А. Леон считает такой метод механическим. В его основе лежит взгляд на способности как на постоянные, неизменные, стабильные образования, мало подверженные влияниям среды и развитию. Человеку, выбирающему профессию, отводится пассивная роль, активным является консультант, делающий прогноз.

Второй подход — воспитательный — направлен на подготовку человека к будущей профессиональной жизни, на его самоопределение. Основное значение в нем придается изучению развития личности в процессе овладения разными видами деятельности. Психологи, придерживающиеся данного метода выбора профессии, гораздо меньше уделяют внимания тестовым испытаниям и признают необходимость лучше подготовить человека к вхождению и изменению в самой профессиональной деятельности. Однако и здесь недооцениваются собственная активность человека, возможности его самоопределения, саморазвития и самовоспитания. Решение проблемы выбора профессии возможно только при ее комплексном рассмотрении. Оба подхода представляют собой звенья одной цепи: сначала следует определить способности человека и затем помочь ему в подготовке к будущей профессии.

Рассматривая соотношение способностей и требований к профессии, Е.А. Климов выделил четыре степени профессиональной пригодности:

1-я — непригодность человека к данной профессии. Она может быть временной или практически непреодолимой;

2-я — годность к той или иной профессии или их группе. Она характеризуется тем, что человек не имеет противопоказаний в отношении той или иной области труда, но нет и показаний;

3-я — соответствие способностей человека данной области деятельности: нет противопоказаний, а имеются некоторые личные качества, которые явно соответствуют требованиям определенной профессии или группе профессий;

4-я — призвание к данной профессиональной области деятельности — высший уровень профессиональной пригодности человека как труженика. Она характеризуется тем, что во всех основных элементах структуры способностей человека есть явные признаки его соответствия требованиям к данной деятельности.

Иногда человек принимает кажущееся за реальность и, обманутый своими же предположениями, не достигает того, что могло бы обеспечить ему наибольший успех и наивысшее удовлетворение. В рассказе «Тест» писатель-фантаст Михаил Веллер пишет, что в будущем склонность к той или иной профессии станут определять уже в шестилетнем возрасте. Для этого, по мнению автора, будут созданы специальные комиссии для определения его профессиональной пригодности.

Герой рассказа Генка не боялся процедуры определения его будущей профессии, так как «он знал, что будет моряком. Его комната была заставлена моделями парусников и лайнеров. Он знал даже немного старинный флажковый семафор и морзянку. И умел ориентироваться по компасу».

Но в ходе проведения тестирования специалисты выявили у героя определенные противопоказания к профессии, о которой он мечтал. Бесстрастная комиссия и объективный компьютер определили, что по своим способностям он пригоден совсем к иному — к профессии резчика по камню или архитектора.

Такой вывод вызвал у Генки шок. Он решил не отступать от своей мечты. Несмотря на все усилия старших, он добился своего: ему была предоставлена возможность получить полюбившуюся специальность. Мальчику пришлось проявить много мужества и упорства. Удача ему сопутствовала, и через много лет он стал капитаном — наставником флотилии. Но в свободное от морских походов время он любил посещать выставки, галереи, рассматривать исторические памятники архитектуры. Однажды, сойдя на берег в одном из портов нашей страны, Генка, теперь уже Геннадий Иванович, увидел необыкновенный по красоте и гармонии архитектурный ансамбль. Услышав фамилию зодчего, капитан вспомнил мальчишку, с которым вместе проходил комиссию и у которого результаты тестирования были несколько худшими, чем у него самого. «Я лучший капитан пароходства, — сказал капитан и закурил. И только холодок печали звенел, как затерянный в ночи бубенчик».

Описанная ситуация интересна не своей фантастичностью, а наоборот, близостью к реальной жизни. В жизни человек не раз сталкивается с тем, что ему советуют выбрать профессию, к которой не лежит душа, или отговаривают от того, к чему она так стремится. С другой стороны, неправильно выбранная профессия, пусть даже и очень престижная, не приносит человеку счастья, не дает возможности реализовать себя. В его жизни нередко возникают внутренние сомнения, переживания из-за нереализованных способностей.

Обучение и труд должны нести удовлетворение от преодоления трудностей и достижения цели, радость формирования себя как профессионала. Когда требования профессии и возможности человека совпадают, то профессиональный путь не столь тернист, а приоритетами в деятельности становятся мотивы творчества. И тогда в мире появляется личность, раздвигающая горизонты своей отрасли, определяющая пути развития конкретной сферы общественной практики на многие десятилетия вперед, и просто счастливый человек.

Таким образом, слишком рано принятое решение, вызванное стремлением подражать кому-нибудь, желанием стать известным, как герои фильмов или книг, но не поддержанное реальными возможностями и рациональным расчетом, может стать источником разочарований, последующих сложностей как в профессиональной, так и в личностной сферах.

Как показали исследования, специальные термины, категории, содержащие знания о человеке, и требования, предъявляемые к нему в процессе труда, не понятны для большинства подростков, не наполнены для них конкретным содержанием. Оказалось, что только 47% опрошенных школьников относительно правильно передали содержание понятия «интересы», 34% были не в состоянии дать верное определение или уклонились от ответа. Понятие «способности» не смогли охарактеризовать 71% испытуемых, а определение понятия «темперамент» вызвало непреодолимые затруднения у 73% из них.

Естественно, что и осознание особенностей собственной личности у таких ребят будет вызывать затруднение. Так, когда тех же испытуемых попросили оценить собственный темперамент, 90% из них уклонились от ответа; 42% — отказались оценить свои способности. Таким образом, сложности самовосприятия усугубляются отсутствием у испытуемых полноценного понятийного аппарата, необходимого для самопознания на уровне, отличающемся от обыденного сознания.

Приведенные данные убедительно свидетельствуют о потребности школьников в психологических знаниях, необходимости углубленного знакомства с основными понятиями, используемыми в литературе по вопросам выбора профессии, так как интуитивное освоение их содержания чревато досадными недоразумениями при последующем применении.

Иногда типичные ошибки оказываются связанными с недостаточным уровнем критичности. Низкий уровень критичности (если он наблюдается у подростка) не позволяет ему в полном объеме выявить и дать объективную характеристику собственного положения. В таком случае проблема выбора как бы упрощается, а к вариантам возможных решений предъявляются более поверхностные требования.

Возможно, старшие не раз иронично высказывались о попытках молодых самим выбрать профессию. Как часто можно услышать такую фразу: «Какой из тебя инженер (летчик, конструктор), когда у тебя одни тройки по математике (физкультуре, черчению)?» Мы, конечно, не оправдываем учителей и родителей, которые стремятся в недостаточно тактичной форме подчеркивать просчеты и недостатки своего подопечного. Но можно понять и их. Ведь они с высоты своего опыта и совершенных ими самими ошибок пытаются уберечь его от очевидных просчетов и ничем не оправданных иллюзий. Взрослые могут подсказать, как приблизиться к желаемой профессии, что надо для этого сделать, изменить в себе, какие препятствия преодолеть. Стойкий интерес к определенной сфере практики ведет к формированию таких качеств личности, как целеустремленность, настойчивость, упорство и самообладание.

Несмотря на важность наличия при выборе профессии индивидуальных способностей, в реальности большое значение; имеют и другие факторы и условия. Например, очень важными оказываются ответы на вопросы: «Кто должен сделать последний и решающий выбор?» и «Кто несет ответственность, если, выбор сделан неверно?» Несомненно, основная ответственность ложится на того, кто выбирает профессию. Чтобы не совершить ошибку, положившись полностью на мнение окружающих, молодые люди должны сами проявить высокую активность в приобретении информации о своей будущей профессии. Как говорится, под лежачий камень вода не течет. Если не быть любознательным и целеустремленным в мире профессий, то неправильный шаг неизбежен. Только высокая активность и подлинная заинтересованность своей судьбой обеспечат правильный выбор.

свернуть

Абитуриенту 2023!

Хотите успешно сдать вступительные испытания?

Качественную подготовку к централизованному тестированию можно получить, уютно расположившись за домашним компьютером.

Витебский государственный университет имени П.М. Машерова приглашает на

        ИНТЕРНЕТ-КУРСЫ

 по подготовке к централизованному тестированию –

  • это участие в еженедельных onlinе-занятиях в режиме видеосвязи с преподавателем университета и  участниками курса;
  • это ежедневные консультации в режиме offline-связи;
  • это выполнение контрольных работ;
  • это множество дополнительных ресурсов: лекции, презентации, интерактивные и тестовые задания, постоянно доступные участникам курсов на сайте school.vsu.by

Дистанционная форма обучения  позволяет слушателям из любого региона качественно подготовиться к вступительным испытаниям.

Срок обучения – 6,5 месяцев. Занятия начинаются по мере комплектации групп. Обучение на курсах платное.

   Записаться на курсы можно  по телефонам:

 8(0212) 27 03 96; 58 96 49; +375(33)317 95 09;

 по адресу: г. Витебск, Московский пр-т, 33, каб. №122а.

Дополнительную информацию о курсах и специальностях ВГУ имени П.М. Машерова можно получить:

  • на сайте ВГУ: vsu.by
  • в группе «Абитуриент ВГУ» (социальная сеть «Вконтакте»: vk.com/abiturvsu )
свернуть

Куда поступать?

Название учебного заведения

Адрес сайта

 

Полоцкий государственный экономический колледж

http://pgaek.by

 

Оршанский государственный аграрный колледж

http://ogak.by

 

Витебский государственный технический колледж

http://www.vgtk.by

 

Витебский государственный индустриально-технологический колледж

http://www.vgitk.by

 

Городокский государственный аграрно-технический колледж

http://ggatk.by

 

Лепельский государственный аграрно-технический колледж

http://lgatk.edu.by

 

Новополоцкий государственный политехнический колледж

http://ngpk.by

 

Оршанский государственный колледж продовольствия

http://ogkp.by

 

Оршанский государственный механико-экономический колледж

http://osmec.by

 

Полоцкий государственный химико-технологический колледж

http://www.gptk.vitebsk.by

 

Поставский государственный колледж

http://gptk.by

 

Витебский государственный профессионально-технический колледж легкой промышленности

http://www.college-lp.by

 

Витебский государственный профессионально-технический колледж машиностроения им.М.Ф.Шмырева

http://vgpl1.by

 

Витебский государственный профессионально-технический колледж сельскохозяйственного производства

http://vgptksp.vitebsk.by

 

Видзовский государственный профессионально-технический колледж

http://widzy-nptc.by

Оршанский государственный политехнический профессионально-технический колледж

http://ogpllp.datacenter.by

Витебский государственный профессиональный лицей № 5 приборостроения

http://vgpl5.by/

Витебский государственный политехнический профессиональный лицей

http://vgppl.belhost.by

Высокский государственный профессиональный лицей сельскохозяйственного производства

http://vysokskylicei.by

Глубокский государственный профессиональный лицей

http://ggpl.vitebsk-region.edu.by

Дубровенский государственный профессиональный лицей сельскохозяйственного производства

http://dgpl.by

Кохановский государственный профессиональный лицей сельскохозяйственного производства

http://kgplsp.vitebsk-region.edu.by/

Оршанский государственный профессиональный лицей текстильщиков им.Г.В.Семенова

http://www.lyceum-textile.by/

Полоцкий государственный профессиональный лицей сельскохозяйственного производства

http://polotsk-gpl-shp.vitebsk.by

Улльский государственный профессиональный лицей сельскохозяйственного производства им. Л.М.Доватора

http://ulla-gpl.by

свернуть
18 марта, суббота

«Витебский государственный университет имени П.М. Машерова» проводит день открытых дверей

подробнее...